Уважаемые родители выпускника/ Ваши сын или дочь приняли важное решение — участвовать в Едином государственном экзамене (ЕГЭ).
Почему дети так волнуются?
- Сомневаются в полноте и прочности своих знаний.
- Сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание.
- Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей — тревожности, неуверенности в себе.
- Боятся незнакомой, неопределенной ситуации.
-Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.
Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние вашего ребенка.
Чем вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи ЕГЭ?
Вы можете:
-
Собрать информацию о процессе проведения экзамена, чтобы экзамен не был ни для вас, ни для вашего ребенка ситуацией неопределенности.
-
Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, но договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
-
Участвовать в подготовке к ЕГЭ:
-
Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки. Составление плана помогает справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить и повторить весь учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого.
-
Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» — основная подготовка проводится днем, если «сова» — вечером.
-
Организовать режим (именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ). Ребенок должен высыпаться. Иногда дети, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего устают, становятся вялыми и раздражительными. Продуктивность такой учебы невелика.
-
Во время подготовки ребенок должен регулярно делать короткие перерывы.
-
Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.
-
Не запугивайте ребенка неудачей или провалом.
-
Не предъявляйте завышенных требований ребенку. Объективно оценивайте его знания.
-
Поддерживайте детей, хвалите за то, что они делают хорошо. Поддерживать ребенка – значит верить в него.
-
Повышайте их уверенность в себе, т.к. чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
-
Кому-то из детей необходимо, чтобы вы слушали выученные им билеты, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»
Накануне экзамена.
-
Не повышайте тревожность накануне экзаменов, это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться с волнением, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
В день сдачи экзаменов:
-
Сделайте все, чтобы утро перед экзаменом было спокойным, вовремя разбудите ребенка, приготовьте что-то любимое на завтрак, найдите слова, которые позволят ребенку улыбнуться, снять напряжение, настроиться на успех.
После экзамена:
-
Обязательно похвалите ребенка, расспросите, как прошел экзамен, внимательно выслушайте, проявите искренний интерес.
-
Если ребенок показал на экзамене не тот результат, на который рассчитывал, не ругайте и не критикуйте ребенка. Экзамены – ситуация серьезная, но не запредельная. Чувство вины и страха после экзамена не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Объясните ребенку, что ваша любовь к нему не зависит от результата, полученного на экзамене.
КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ НА ЭКЗАМЕНЕ?
Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию, причем для этого совсем не нужно быть йогом.
Саморегуляция - управление своим психоэмоциональным состоянием. Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Существуют простые психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена.
1. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.
«Мышечная релаксация». Наиболее простой способ - расслабление рук. Необходимо принять удобное положение, положить руки на колени или на стол и закрыть глаза, сосредоточить внимание на руках. Ощутить тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позволить ему быть. О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми.
«Дыхательная релаксация». Необходимо принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. Медленно вдохнуть через нос, задержать дыхание на 5 секунд, сильный глубокий выдох через рот. Повторить упражнение 7-10 раз.
«Использование мысленных образов». Мысленный, кратковременный уход в ситуацию, в которой ему было комфортно, приятно находиться. Используется для снятия напряжения, переключения внимания, отвлечения, помогает успокоиться, повысить работоспособность.
Упражнение на саморегуляцию «Зернышко». Закройте глаза и сядьте как можно удобнее. Положите руки на колени, а спину держите прямо. Представьте себе, что сейчас в свое солнечное сплетение вы сажаете маленькое зернышко. Это зернышко вашей уверенности (или спокойствия). Дышите ровно и сконцентрируйтесь на этом маленьком семечке и на своих ощущениях. Оно начинает расти. С каждым вдохом и с каждой минутой оно все увеличивается, разрастается и уже заполняет всю вашу грудную клетку. Почувствуйте, какой большой стала ваша уверенность (спокойствие). Сделайте еще несколько вдохов, сосредоточившись на своих ощущениях. А теперь сожмите руки в кулаки и откройте глаза».
2. Аутотренинг. Простой, но очень эффективный способ. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.
Правила составления формулы аутотренинга
-
Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается.
-
Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени. Нельзя употреблять слова типа «пытаться», «стараться».
Например, удачной будет такая формула: «Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен».
3. Визуализация. Это внутреннее видение того, чего вы хотите достигнуть. Это рисование на мысленном экране нужных вам образов для их материализации во вне.
Перед экзаменом закрыть глаза и представить, что экзамен уже сдан, тебя поздравляют родные и друзья. Это позволит испытать облегчение, настроиться на работу и улучшить настроение. Такой метод действует на подсознательном уровне и действительно помогает в стрессовых ситуациях.
Внимание: не существует единственно правильного способа справиться со стрессом, каждый должен выбрать то, что подходит лично ему.
|