Готовность ребёнка к школе
(консультация для родителей)
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
(Венгер Л.А.)
Многие родители знают, что надо заранее готовить свое чадо к школе. Но ошибочно полагают, что основное при подготовке к школе – это научить ребенка читать, считать и писать. Учить детей нужно, но только правильными методами. Не нужно принуждать ребенка. Не усаживать его за букварь насильно. Так можно запугать ребенка и надолго отбить охоту учиться.
Готовность ребёнка к школе определяется по следующим основным критериям:
- физиологическая готовность к школе;
- необходимый уровень моторного и речевого развития;
- психологическая готовность ребёнка к школе;
Физиологическую готовность определяют по трем признакам: физиологическая зрелость, уровень физического развития, состояние здоровья.
Требования к моторному развитию: уверенное владение карандашом, ориентировка на листе бумаги, выполнение графических заданий по образцу. Пусть ребенок лепит, рисует, нанизывает бусинки и пуговки на нитку, завязывает узлы на шнурках. Родители обязательно должны проявлять интерес к занятиям ребенка.
Требования к уровню речевого развития: правильное звукопроизношение, способность воспринимать и различать звуки, владение связной речью.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность ребёнка к школе включает в себя четыре блока:
Первый блок – интеллектуальная готовность. Родителями и педагогами уделяется этой сфере особое внимание. Здесь имеется ввиду общая осведомленность ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, знание букв, умение читать, писать, считать, уровень развития познавательных процессов, а также способность ребенка обучаться, запоминать новое.
Второй блок – мотивационный. Здесь определяется, осознаёт ли ребёнок важность и необходимость обучения? Есть ли у него желание и интерес научиться чему-то новому? Нужно психологически настроить ребенка к школе. Нужно воспитывать интерес к школе, желание учиться, уважение к педагогам, к их труду. Некоторые родители думают, что желание учиться появится само собой, но при этом запугивают детей трудностями, строгостью учителей. Так делать нельзя. Наоборот, успокойте ребенка, что все у него получится.
Третий блок – произвольность. Уровень произвольности дает нам представление о том, может ли ребенок контролировать свое поведение, правильно строить отношения со взрослыми (учителями), направлять и удерживать свое внимание на поставленной конкретной задаче. Важно, чтобы ребёнок воспринимал вопросы взрослого (учителя) как учебную задачу, а не как повод для житейского общения. Нужно научить укрощать свои желания: учить его тому, что “можно”, а что “нельзя”; учить отличать, что “хорошо”, а что “плохо”.
Четвертый блок – коммуникативный. Это умение ребёнка строить отношения со сверстниками в процессе совместной деятельности. Общение с другими детьми не должно отличаться конфликтностью. Родители должны готовить ребенка к жизни в коллективе, к участию в общем труде. Нужно развивать в ребенке чувство сострадания и заботу о ближних, научить дружить (воспитывать чувство товарищества).
От того, насколько хорошо ребенок подготовлен к школе дошкольным периодом, будет во многом зависеть успешность его адаптации, его вхождение в новый режим школьной жизни, его успехи в учёбе, физическое и психологическое самочувствие.
Учебная деятельность вашего ребенка не будет ему в тягость и обузой для вас, если вы примите к сведению эти рекомендации.
педагог-психолог районной ПМПК,
специалист МБУ «ЦРО»
Н.Г. Герасимова |